Новый порядок государственной регистрации юридических лиц

     8 августа 2001 года был принят Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" №129-ФЗ (вступил в силу с 1 июля 2002 года), который урегулировал отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие при ведении единого государственного реестра юридических лиц. 21 марта 2002 года принят Федеральный закон "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", который внес изменения в ряд федеральных законов, содержащих нормы о государственной регистрации организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющих различные виды деятельности. В частности, были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О некоммерческих организациях".

     В соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Такой орган был определен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 №319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц". Исполнение функций государственной регистрации вновь образуемых организаций, внесения изменений в учредительные документы, реорганизации и ликвидации организаций возложено на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

     Однако регистрация общественных объединений, в том числе профсоюзных организаций, как и ранее, осуществляется с определенными особенностями по отношению к общему порядку, что допускается ст.10 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". В частности государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. Федеральный орган юстиции, его территориальные органы в субъектах РФ, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации. Профсоюз может не регистрироваться, в этом случае он не приобретает прав юридического лица (абз.2, 8, 9 ч.1 ст.8 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
     Сам порядок регистрации также имеет особенности. ФЗ "Об общественных объединениях" и ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусматривают, что для регистрации общественных объединений, и в том числе профсоюзов, документы, необходимые для осуществления регистрации, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области юстиции или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. В соответствии с ч.2 ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях", абз.5 ч.1 ст.8 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" органы налоговой инспекции вносят сведения о регистрации в единый государственный реестр юридических лиц на основании принимаемого соответствующим органом юстиции решения о государственной регистрации юридического лица.
     В Закон РФ "О государственной пошлине" внесены изменения, предусматривающие освобождение профессиональных союзов, объединений (ассоциаций) профессиональных союзов, первичных профсоюзных организаций от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц (п.7 ст.5).

     В целях реализации ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" Правительством РФ был утвержден ряд документов, регулирующих отдельные вопросы регистрации.

     Порядок регистрации профсоюзов урегулирован в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральном законе "Об общественных объединениях" и в Положении о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.06.02 №442.
     Уведомительная регистрация профсоюзов производится следующим образом.
     Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют в течение месяца со дня их образования в федеральный орган исполнительной власти в области юстиции или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов и положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
     При получении указанных документов федеральный орган юстиции или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган (орган Министерства по налогам и сборам) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
     В соответствии со ст.22 Федерального закона "Об общественных объединениях" федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган обязаны принять решение о государственной регистрации и выдать документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения.


     Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 №442 подробнее регулирует порядок взаимодействия органа юстиции и уполномоченного регистрирующего органа при регистрации юридических лиц следующих организационно-правовых форм: торгово-промышленные палаты, политические партии, общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, а также религиозные организации. Это Положение устанавливает общие правила взаимодействия органа юстиции и регистрирующего органа, не выделяя особенностей регистрации профсоюзов.
     В соответствии с п.3 Положения внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными органами.
     Федеральный орган юстиции или его территориальный орган в установленные законом сроки рассматривает представленные документы и принимает решение о государственной регистрации юридических лиц либо об отказе в государственной регистрации (п.4). Такой срок установлен в ст.8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", в которой установлено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
     Федеральный либо территориальный орган юстиции после принятия решения о государственной регистрации юридического лица представляет в территориальный регистрирующий орган один экземпляр документов, предусмотренных статьями 12, 14, 17, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", для внесения записи в государственный реестр с сопроводительным письмом.


Территориальный регистрирующий орган:

     Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку означает автоматическое направление сведений о профсоюзе в органы Министерства по налогам и сборам.

     В таком же порядке осуществляется взаимодействие этих органов при государственной регистрации реорганизации и ликвидации юридических лиц.

     При изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, заявитель должен обратиться в орган, принявший решение о государственной регистрации юридического лица, который направляет в территориальный регистрирующий орган документы, содержащие изменения сведений о юридическом лице, для внесения в государственный реестр.
     В настоящее время все сведения, необходимые для государственной регистрации юридического лица, представляются в бумажном виде. Однако Положение допускает возможность представления сведений и документов, необходимых для внесения соответствующей записи в государственный реестр, в электронном виде, при этом вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, должен устанавливаться уполномоченным регистрирующим органом. В случае принятия решения по этому вопросу Министерством по налогам и сборам, в будущем, возможно, все эти сведения можно будет представлять в электронном виде.

     При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган юстиции или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации ) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц (абз.7 ч.1 ст.8 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

     Весь описанный выше порядок относятся к случаям регистрации вновь создаваемых организаций, внесения изменений в учредительные документы, реорганизации и ликвидации организаций.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


     В связи с принятием ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" на все уже зарегистрированные до вступления в силу этого закона юридические лица возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона представить в регистрирующий орган (т.е. в органы Министерства по налогам и сборам) сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (ч.3 ст.26 Закона). Информация должна быть представлена в регистрирующий орган до 31 декабря 2002 года.

В регистрирующий орган должны быть представлены следующие сведения, перечисленные в пунктах "а" - "д", "л" п.1 ст.5:

a.       полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

b.      организационно-правовая форма;

c.      адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

d.      способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

e.      сведения об учредителях юридического лица;

f.       фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

     Формы, по которым сообщаются сведения, перечисленные в этих пунктах, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" в приложении №6.