МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МОРП «Защита Труда»

Организация и проведение профсоюзами массовых акций

 


ПОНЯТИЕ МИРНЫХ МАССОВЫХ АКЦИЙ.

В соответствии с Указом президента РФ от 24.05.93 №765, термины “митинг”, “уличное шествие”, демонстрация”, пикетирование” означают:

“митинг” - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

“уличное шествие” - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

“демонстрация” - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств;

“пикетирование” - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

По сути дела, данные понятия являются разными формами одного и того же “мероприятия”, задачей которого является выражение гражданами своего мнения по какой-либо проблеме с целью привлечения внимания. Это способ “мирного” решения наболевших вопросов, как бы предупредительная акция, показывающая возможность разрешения проблем и мирным путем, но в то же время и готовность к более решительным действиям.

 

ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ МИРНЫХ МАССОВЫХ АКЦИЙ.

Действующее законодательство РФ предоставляет профессиональным союзам право на проведение мирных массовых акций как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников, что нормативно закреплено в следующих правовых актах:

-Конституция РФ ст.31 “Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование”;

-“Декларация прав и свобод человека и гражданина” ст.19 “Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей”;

- ФЗ РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” ст.14 “Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников”.

- ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” также предусматривает право работников на проведение мирных массовых акций. В п.1 ст.10 настоящего Закона указано: “Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование...”

 

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ МИРНЫХ МАССОВЫХ АКЦИЙ.

Во избежание непредвиденных и нежелательных последствий необходимо тщательно подготовить и спланировать проведение массовой акции. Для этого необходимо пройти основные этапы подготовительной работы:

1. определить задачи и цели проведения массовой акции. Во время участия в массовой акции участники могут начать высказывать все свои наболевшие проблемы (которые лишь косвенно относятся к задачам и целям мирной акции), в то время как желательно выражать только основные требования;

2. подготовить плакаты и другие необходимые средства в соответствии с определенными задачами и целями проведения массовой акции;

3. определить лидера (одного или несколько), который во время проведения массовой акции будет следить за порядком, представлять участников проводимой массовой акции в общении со средствами массовой информации и др.;

4. подготовить информационные сообщения для средств массовой информации, в которых бы говорилось о том, кто, почему, с какой целью проводит акцию, давалось бы описание проблемы, видение путей её решения участниками акции.

5. разослать информацию о проведении акции во все СМИ, пригласит журналистов, заранее указав, где, когда и по какой причине будет проводиться акция.

Во время проведения массового мероприятия желательно принять и зачитать резолюцию, которая выражает мнение участников массовой акции, дает общую картину происходящего. Это также позволит должным образом осветить наболевшие проблемы в средствах массовой информации, что повлияет на формирование общественного мнения по поводу данной мирной массовой акции.

В зависимости от вида выбранной массовой акции возможно проведение и других необходимых подготовительных действий, так как данный перечень не является полностью исчерпывающим.

 

 УВЕДОМИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.

В ч.1 Указа Президента РФ от 25.05.92 “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” указано, что граждане вправе собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. Таким образом, проведение вышеупомянутых массовых акций возможно лишь при условии предварительного уведомления властей. Однако, в Указе Президента РФ не регламентируется порядок предварительного уведомления властей, так как Указ содержит отсылочную норму права, а именно ч.2 гласит о том, что до принятия соответствующего закона РФ на территории РФ применяются нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28.07.88 “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР”.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации делается заявление в исполнительный комитет соответствующего местного Совета народных депутатов. С заявлением о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации вправе обратиться достигшие восемнадцатилетнего возраста уполномоченные трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, органов кооперативных и иных общественных организаций, органов общественной самодеятельности и отдельных групп граждан.

Заявление подается в письменной форме не позднее, чем за десять дней до намеченной даты их проведения. В заявлении должны быть указаны цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время его начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных (организаторов), место их жительства и работы (учебы), дата подачи заявления.

Заявление должно быть рассмотрено, и о принятом решении должно быть сообщено уполномоченным (организаторам) не позднее, чем за пять дней до времени проведения мероприятия, указанного в заявлении. Исполнительный комитет вправе, при необходимости, предложить обратившимся с заявлением иные время и место проведения мероприятия. Однако, решение может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган.

На сегодняшний день Указ Президиума Верховного Совета СССР является единственным нормативным актом, регулирующим порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций на территории Российской Федерации. Так как Указ был принят 28 июля 1988 года, он не вполне соответствует сегодняшней действительности. Например, в данный момент уже не существует Советов народных депутатов, поэтому с заявлением о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации необходимо обращаться в местный орган исполнительной власти.

Порядок организации и проведения мирных массовых акций может регулироваться и нормативным актом субъекта Российской Федерации. Например, в г. Москве действует Временное Положение “О порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города”, утвержденный Указом Президента РФ от 24.05.93 №765.

В соответствии с Временным Положением, уведомление о проведении мирных массовых акций подается в органы исполнительной власти в срок не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до намечаемой даты их проведения с предоставлением выписки из протокола о проведении данного мероприятия.

В уведомлении указываются цель, форма, место проведения массовой акции или маршруты движения, время начала и окончания акции, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных (организаторов), место их жительства, дата подачи уведомления, номер контактного телефона. Уведомление подписывают не менее трех уполномоченных (организаторов).

Орган исполнительной власти принимает уведомление и на его копии письменно подтверждает дату и время получения.

Уведомление о проведении массовой акции органом исполнительной власти не принимается в случае, если:

• акция противоречит принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина, общепринятым нормам общественной морали и нравственности;

• в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных (организаторов) обеспечивать соблюдение общественного порядка, а также если они или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые обязательства по ранее проводившимся массовым акциям;

• акция совпадает по форме, месту, времени, но не по направленности и целям с другой массовой акцией, уведомление о которой в установленные сроки подано ранее либо одновременно;

Орган исполнительной власти вправе по согласованию с уполномоченными или организаторами изменить время, место или маршрут и порядок проведения массовой акции в целях обеспечения общественного порядка, нормальной работы транспорта, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений.

Массовые акции проводятся в соответствии с целями, изложенными в уведомлении, в указанные в нем сроки и в обусловленных местах.

Отказ в принятии органом исполнительной власти уведомления о проведении массовой акции может быть обжалован в вышестоящий орган исполнительной власти или в суд в соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующий факт.

Как уже было отмечено выше, нормативным актом, регулирующим организацию и проведение мирных массовых акций на территории РФ, является Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций В СССР” от 22.07.88. Дело в том, что в Указе не упоминается такая массовая акция, как пикетирование, следовательно, нормы Указа не распространяются на пикетирование и не регулируют порядок организации и проведения пикетирования. Таким образом, в законодательстве РФ существует пробел вследствие не урегулирования организации и проведения пикетирования на территории РФ.

Мы полагаем, что до принятия соответствующего нормативного акта порядок организации и проведения пикетирования следует осуществлять по аналогии с другими мирными массовыми акциями, то есть при организации и проведения пикетирования нужно применять и руководствоваться положениями Указа Президиума Верховного Совета СССР.

Рекомендуем Вам отправить пресс-релиз о предстоящей массовой мирной акции в адрес таких средств массовой информации, как редакции газет, телеканалы, радиостанции и информагентства, имеющиеся в Вашем городе, что бы привлечь к проводимой Вами акции внимание как можно большего количества людей. ( см. п.3)

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МИРНЫХ МАССОВЫХ АКЦИЙ.

При проведении массовых мероприятий может быть установлен ряд ограничений как законодательством РФ, так и законодательством субъектов РФ. Это может быть вызвано необходимостью обеспечения охраны общественного порядка, нормального функционирования транспорта и т.п.

Что же касается проведения массовых мероприятий на территории предприятия, учреждения, организации, то по данному вопросу в целом законодательством РФ не установлено ограничений. Регламентация данного вопроса может зависеть от профессии и специфики выполняемой работы. Следовательно, можно предположить, что, по общему правилу, работники в нерабочее время могут проводить мирные массовые акции на территории предприятия, учреждения, организации. С другой стороны, если из специфики деятельности определенного предприятия, учреждения, организации вытекает иное, т.е необходимость установления запрета на проведение массовых мероприятий, то такие ограничения могут быть установлены нормативными актами.

Так, Распоряжением мэра Санкт-Петербурга “Об обеспечении охраны общественного порядка и безопасности пассажиров на Московском вокзале Санкт-Петербурга” запрещено проведение митингов и пикетирования на Московском вокзале и территории, прилегающей к нему “в связи с необходимостью обеспечения охраны общественного порядка и безопасности пассажиров, бесперебойного функционирования железнодорожного и городского транспорта”. Таким образом не только работники железнодорожного транспорта, но и других профессий не могут проводить массовые акции на Московском вокзале и территории, прилегающей к нему.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, советуем Вам- прежде чем определить место проведения планируемой Вами акции, ознакомиться с местными нормативными актами, которые могут устанавливать свои ограничения , действующие на данной территории.

Запрещается также организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия общественным объединениям, деятельность которых приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Указанный запрет установлен ст.43 Федерального Закона “Об общественных объединениях”, которая гласит: “В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия...”.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СЛУЧАЕ ПРОВЕДЕНИЯ МИРНЫХ МАССОВЫХ АКЦИЙ.

Законодательством РФ предусмотрена ответственность за два правонарушения, которые могут иметь место в процессе организации и проведения мирных массовых акций:

1. Ответственность за воспрепятствование проведению массовых акций, установленная Уголовным Кодексом РФ и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях:

Статья 149 УК РФ. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, предусматривает ответственность за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения

Часть 1 ст. 166.1 КоАП РСФСР Нарушение законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, устанавливает ответственность за -

- воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо иного публичного мероприятия, проводимых в соответствии с законом, или участию в них, а также принуждение к участию в них.

Таким образом, законодательством РФ не только закреплено право граждан на проведение мирных массовых акций, но и установлена ответственность лиц, препятствующих проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, что защищает права граждан от посягательства других лиц угрозой наказуемости подобного посягательства.

2. Ответственность участников массовой акции в случае нарушения ими общественного порядка, предусмотренная статьей 212 УК РФ (массовые беспорядки)

• организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителю власти.

Часть 2 ст.166.1 КоАП устанавливает ответственность за нарушение порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо иного публичного мероприятия.

Включение в законодательство РФ норм права, предусматривающих ответственность участников массовых акций в случае нарушения ими общественного порядка, вполне правомерно, так как собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования являются мирными массовыми акциями и в ходе их осуществления участники не должны нарушать права и свободы других лиц. Это обязательное требование законодательства, неукоснительное соблюдение которого обязательно при проведении мирных массовых акций.

В соответствии с ч.3 Указа Президента РФ “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” задачей органов внутренних дел является осуществление необходимых мероприятий по охране общественного порядка при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, по предупреждению и пресечению противоправных действий и обеспечению привлечения виновных лиц к ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

БЛАНК ОРГАНИЗАЦИИ

________________________________________________________________

_______ № ____________

На № _________________

В Администрацию.................................

/наименование органа исполнительной

власти субъекта федерации

либо органа местного самоуправления/

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

об организации и проведении пикетирования

(митинга, демонстрации, др.)

(наименование профсоюзного органа) в соответствии с действующим законодательством уведомляет Вас, что (дата) (наименование профсоюзного органа) принято решение (№ протокола, постановления или иного документа) об организации пикетирования здания (наименование органа), расположенного по адресу: , которое будет проводиться членами организации (дата) с (время начала) по (время окончания).

При проведении данной мирной акции ______________(наименование органа), организующий массовую мирную акцию, обязуется не создавать препятствий для движения транспорта и гарантирует соблюдение общественного порядка.

Ответственные за проведение организуемой массовой мирной акции:

 1.ФИО, паспорт , домашний адрес: , телефон .

2.ФИО, паспорт , домашний адрес: , телефон

3.ФИО, паспорт , домашний адрес: , телефон .

Об ответственности за нарушение общественного порядка данные должностные лица предупреждены.

 

Руководитель (подпись)

Расшифровка подписи