В СВЯЗИ С МАССОВЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В СУДЫ С ИСКАМИ О ПРИЗНАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕКРАТИВШИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ ЕГРЮЛ НА ОСНОВАНИИ НЕИНФОРМИРОВАНИЯ ФРС О ПРОДОЛЖЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОЗНИК ВОПРОС О ПРАВОМЕРНОСТИ ТАКИХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

 

Ниже приводится правовая позиция, в которой изложены аргументы, высказанные юристами при обсуждения указанного вопроса. Надеемся, она Вам НЕ пригодится, но будет полезной, в случае необходимости.

 

1. В основание иска положена ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», которая предусматривает обязанность общественного объединения ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Между тем, указанная обязанность на профсоюзные организации не распространяется.

Профсоюз является одним из видов общественных объединений. В то же время профсоюзные организацию имеют определенную специфику в правовом регулировании, которая вытекает, прежде всего, из специального закона, которым регулируется порядок создания и деятельности, а также ликвидации профсоюзных организаций. Речь идет о ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Возможность такого особенного правового режима предусмотрена ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и(или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 1 ФЗ «О профсоюзах…», указанный Закон регулирует «общественные отношения, возникающие в связи … с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений»; «регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти». 

Согласно ст. 5 указанного Закона, профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, им не подотчетны и неподконтрольны.

Согласно ст. 8 ФЗ «О профсоюзах…», федеральный орган юстиции, его территориальные органы в субъектах РФ, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.

Напротив, в ФЗ "Об общественных объединениях" в отношении всех иных общественных объединений, в т.ч. и иных общественных организаций, предусмотрены определенные полномочия ФРС по надзору и контролю. В ст. 38 ФЗ "Об общественных объединениях" установлен круг этих полномочий - в целях осуществления  контроля за соответствием их деятельности уставным целям. Методическими рекомендациями по организации и осуществлению органами юстиции контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям, утвержденными Письмом Министерства Юстиции РФ от 30 марта 1998 года № 2024-ЕС также специально  подчеркивается, что в отношении профессиональных союзов, органам юстиции надлежит руководствоваться положениями ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно заключить, что в отношении профессиональных союзов установлено особое правовое регулирование; порядок их деятельности регламентируется положениями ФЗ  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Соответственно, положения ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» на профессиональные союзы не распространяются.

 

2. В соответствии с ч. 3 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», основанием, дающим право ФРС обратиться в суд с иском о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность  является неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Во-первых, в указанной норме речь идет о непредставлении обновленных сведений, необходимых для внесения изменений. Из этого положения Закона следует, что основанием для обращения в суд для ФРС может служить не предоставление общественным объединением только тех сведений, которые необходимы для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Порядок ведения, объем сведений, который подлежит внесению, а также порядок  внесения изменений в ЕГРЮЛ урегулирован ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438. Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц …», сведения о продолжении своей деятельности к таковым не относятся. Если изменений в сведениях, необходимых для внесения изменения в ЕГРЮЛ, не происходило, то и обязанности информировать не возникало.

Во-вторых, что касается непредставления сведений в установленный срок. Сроки Законом предусмотрены только в отношении обязанности, установленной ч. 2 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях": «общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»… в течение  трех дней с момента таких изменений. Однако как уже говорилось выше, если таких изменений не происходило, о нарушении сроков речь идти не может.

 

3. Хотелось бы также отметить, что в отношении профсоюзов, закон в принципе не предусматривает такой возможности как признание профсоюза «прекратившим свою деятельность».

Вопросы реорганизации, прекращения деятельности, приостановки, запрещения деятельности и ликвидации профсоюза регламентируются ст. 10 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В соответствии с ч. 1 указанной статьи, прекращение деятельности профсоюза осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, а ликвидация профсоюза как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

Ч. 3 ст. 10 ФЗ «О профессиональных союзах» устанавливает, что в случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» не предусматривает такой правовой возможности как «признание профсоюза прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица».

 

4. Кроме того, само по себе непредставление информации может являться основанием для обращения в суд, но не может свидетельствовать о прекращении деятельности организации.

Ч. 3 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» не устанавливает санкции за невыполнение установленных законом обязанностей, а лишь дает ФРС право поставить на разрешение суда вопрос о том, произошло ли прекращение деятельности организации или нет.

Вопрос о конституционности положений ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократно ставился перед Конституционным Судом РФ, в связи с чем Конституционный Суд РФ неоднократно давал толкование указанным положениям.

Так, в п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 270-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фомина Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав и свобод положениями статей 29 и 52 Федерального закона "Об общественных объединениях"» указано:

« Решение о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и (или) о его ликвидации, как вытекает из статей 29 и 52 Федерального закона "Об общественных объединениях", может быть принято лишь судом. При этом суд, к подсудности которого относятся такого рода дела, руководствуясь требованиями обоснованности и законности решения, в каждом конкретном случае на основе исследования и оценки фактических обстоятельств устанавливает, подлежат ли названные статьи применению и, соответственно, должны ли быть назначены предусмотренные ими санкции».

В определении Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. № 7-О по жалобе религиозного объединения «Московское отделение Армии Спасения» на нарушение конституционных прав и свобод п. 4 ст. 27 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержатся следующие правовые позиции:

«вводимые федеральным законодателем меры … не должны искажать само существо … права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть справедливыми и соразмерными конституционно значимым целям (статья 55, часть 3, Конституции РФ».

 «ликвидация такой организации как не прошедшей перерегистрацию в установленный срок возможна по решению суда – в соответствии с предписаниями статей 13 (часть 5), 28, 30 и 55 (часть 3) Конституции РФ и конкретизирующих их положений пункта 9 статьи 8 и статьи 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» – лишь в случае, если надлежащим образом будет доказано, что она прекратила свою деятельность или осуществляет не совместимую с вытекающими из Конституции РФ обязанностями религиозной организации как юридического лица неправомерную деятельность. При этом суд, решая вопрос о ликвидации религиозной организации как не прошедшей перерегистрацию в указанный срок, не может ограничиваться установлением формальных условий применения положений пункта 4 статьи 27 (непрохождение перерегистрации в указанный срок) и пункта 9 статьи 8 (непредставление необходимых сведений) названного Федерального закона».

Таким образом, вопрос о том, является ли организация прекратившей свою деятельность или нет, не может быть разрешен лишь  на основании факта непредставления каких-либо сведений, ограничиваясь лишь установлением формальных условий применения положений ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях».

 

 

Крылова Ольга,

юрист Центра социально-трудовых прав

Гвоздицких Анна

юрист Центра социально-трудовых прав